3.16 |
"Нарезка из буржуйских мозгов"
В своих материалах
"555 презентаций для любознательного аспиранта" и
"Как "убить" свой диссер" я уже упоминал интересный буржуйский ресурс "SlideShare".
Сегодня я вновь возвращаюсь к нему, предлагая вашему вниманию "овощное" ассорти из выложенных там презентаций на тему "Scientific Writing" ("Написание научных текстов").
Вообще-то там подобных презентаций – завались, ищи-не хочу. Я же выбрал те из относительно новых, которые мне лично приглянулись. Вот их перечень:
- "Successful Scientific Writing" (Eugene Elbert) или "Успешное написание научных текстов" (Женя Эльберт)
- "How to Write for and Get Published in Scientific Journals" (Diana Bowler) или "Как писать статьи и публиковаться в научных журналах" (Диана Боулер)
- "Scientific Writing: Road and Tips" (Omar A. Abo Shady) или "Написание научных текстов: маршрут следования и советы" (Омар Шейди)
- "Article Writing" (Fereshteh Lagzi, etc.) или "Написание статьи" (Ферештей Лагзи с группой товарищей)
- "How to Write Good Scientific Papers: A Comprehensive Guide" (Rui Pedro Paiva) или "Как писать хорошие научные статьи: полное руководство" (Руи Педро Пайва)
Внимание невнимательным! Все презентации на "ихнем" языке!
1. Для начала глянем-ка презентацию "Успешное написание научных текстов" некоего (или некой?) Жени Эльберт.
Это – ссылка на полную презентацию в pdf-формате (5 066 245 байт), а это – на вырезанные мной
"филейные части" (528 657 байт).
Зачем же понадобилось хирургическое вмешательство в презентацию? А вот зачем. Проблема с презентациями на одну и ту же тему состоит в том, что умным авторам приходят в их головы схожие умные идеи. Поэтому налицо чисто конкретная повторяемость. Да и потом мне было интересно выдернуть то, что я в таком виде ещё не встречал у других грамотных товарищей.
Итак, ниже – мой перевод некоторых слайдов.
Слайд № 12
Забавный рисунок товарища Ника Д. Кима (Nick D. Kim), иллюстрирующий прохождение автора к заветной цели – приёму статьи в журнал. Ежели кто не понял, то по сторонам большой дороги – это рецензенты вашей статьи.
Подпись к рисунку: "Most scientists regarded the new streamlined peer-review process as 'quite an improvement'" ("Большинство ученых рассматривается новый упрощенный процесс рецензирования как 'приемлемое улучшение'")
Слайд № 14
Слайд № 17
Содержание
- Исследование необходимо планировать заранее
- Нужно выбрать журнал и аудиторию
- Информация должна быть организована
- Должны присутствовать все части научной статьи, удовлетворяющие правилам выбранного журнала
Слайд № 18
Содержание
- Выделите свои оригинальные идеи
- Перефразируйте текст из других источников
- Правильные термины
- Определите все редко встречающиеся термины
- Избегайте двусмысленности
- Ясно понимайте, что вы считаете 100% при использовании процентов
- Единицы СИ (Международная система единиц; метрические единицы)
- Десятичная точка
- Помните, что текст будут читать иностранцы
Слайд № 22
Структура текста
- Простые, не очень длинные, предложения
- Избегайте пассивного залога
- Текст должен быть связным, логически организованным
- Каждый параграф должен начинаться с вводного предложения
- Используйте текстовые таблицы
- Убедитесь, что рисунки и таблицы понятны сами по себе
- Поясните свои рисунки и диаграммы, и объясните их появление. А не просто приводите их без причин.
Слайд № 28
Правильное использование пассивного залога
- Когда действие важнее того, кто это действие осуществляет
- Для того чтобы сделать упор на ком-либо, кроме объекта действия
- Когда объект действия неизвестен
Слайд № 29
Язык
- Используйте общеизвестные слова, а не идиоматические выражения
- Дайте определение аббревиатур (избегайте их в аннотации)
- Проверяйте орфографию
- Прошедшее время – в основном тексте, настоящее время – в формулировках общего характера
- Называйте автора "мы" или "я", но не "автор"
Слайд № 44
То, что раздражает рецензентов:
- Плохой английский
- Повторения
- Отсутствие структуры в тексте
- Слишком запутанные и длинные предложения
- Отсутствие внимания к подробностям (предварительная версия с опечатками и т.д.)
- Плохо продуманные формулировки (учитывайте каждое слово)
- Непонятные или плохо описанные методы
- Завышенные результаты
- Слишком длинная статья
Слайд № 65
Раздел "Введение"
Цель: убедить читателя в том, что ваше исследование позволит получить знание или ноу-хау, которое является новым и полезным
- Укажите на недостаток в знаниях или ноу-хау (задача исследования)
- Опишите исходные предпосылки (область/природа/масштаб этого пробела)
- Чётко определите, что восполнение этого пробела окажется полезным
- Опишите соответствующие ограничения предыдущих исследований
- Представьте свой подход к устранению указанного недостатка (цель исследования)
- Чётко укажите на то, что ваш подход является новым
- Логично и убедительно подчеркните, что ваш подход позволяет устранить ограничения предыдущих исследований
Для этого зачастую требуется всего три абзаца
Слайд № 119
Результаты
Цель: описать результаты анализа данных, которые имеют отношение к цели исследования
- Начните с таблиц и рисунков. Текст пишите позже.
- Используйте таблицы, чтобы выделить отдельные значения
- Используйте рисунки, чтобы выделить тенденции и соотношения
- Текст дополняет и усиливает таблицы и рисунки
- Обобщите/подчеркните основные моменты
- Заполните пробелы (часто незначительные)
- Представьте результаты в логической последовательности
- Опишите то, что вы обнаружили, а не то, что вы сделали ("Методы")
- Рассмотрите подразделы, схожие с подразделами в "Методах"
- Посмотрите опубликованные статьи на предмет возможных шаблонов
Абсолютно не исключаю, что кому-то покажутся интересными и оставшиеся 205 слайдов из 215. Листайте и читайте себе на здоровье.
2. Следующая презентация, которая мне приглянулась – это презентация "Как писать статьи и публиковаться в научных журналах" Дианы Боулер.
Правда, тётя Диана несколько "зажмотилась", и запретила скачивать свою презентацию на "SlideShare". Но я тоже не лыком шит, и выдернул "оттудова" все 79 слайдов (ссылка на архивный файл, 3 136 572 байт). Звиняйте, мадам! Или всё-таки мамзель?
Этот материал, доложу я вам, весьма недурён, и я уверен, что он сгодится вам как подспорье в писательском деле.
Приведу всего лишь одну небезынтересную цитату из 50 слайда: "Только 1,5% статей принимаются сразу в журналы без переделки" ("Only 1.5% of papers are immediately accepted without need for any revisions"). Что? Погрустнели? Вот так оно публиковаться в нормальных журналах!
А из всей презентации приведу перевод только одного, но очень важного, 51-го слайда.
Слайд № 51
Экспертиза
Мгновенный отказ
Отсутствие гипотезы
Несоответствующие методы исследования
Противоречия внутри рукописи
Поверхностное или бессвязное обсуждение результатов
Выводы, которые не подтверждаются данными
То есть если хотите, чтобы забугорный рецензент сразу выкинул вашу статью на помойку, то придерживайтесь вышеприведённых "особенностей" – одной или всех сразу!
3. И чтобы не размазывать кашу по белому столу, привожу ссылки ещё на три хорошие, на мой взгляд, буржуйские презентации:
- "Написание научных текстов: маршрут следования и советы" (3 880 995 байт)
- "Написание статьи" (2 473 122 байт)
- "Как писать хорошие научные статьи: полное руководство" (2 941 303 байт)
Процитирую незнакомый мне до сих пор факт, обнаруженной в первой из этих презентаций (Слайд № 35): "Только 4% читателей понимают с первого раза предложение из 27 слов" ("only 4% of readers understand a 27-word sentence first time"). И это, действительно, проблема для многих российских учёных в кавычках и без кавычек! Многие из них просто не умеют писать коротко и понятно.
Итак, смею надеяться, что приведённые материалы сподвигнут вас, господа аспиранты, на написание своих толковых научных публикаций для заграничных журналов. Пишите и обрящете!
© 2014. В.И. Карнышев
"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро,
, 2014